Эдуард VI – король Англии с 1547 по 1553 годы.
Да, Генриху VIII наследовал его девятилетний сын Эдуард, но реальная власть перешла к его шурину Эдуарду Сеймуру, графу Хартфордскому, который вскоре после начала нового царствования стал герцогом Сомерсетским и лордом-протектором государства. Сомерсет правил «in loco parentis».
Божественность короны принадлежала мальчику-королю, но власть принадлежала дяде, который оказался более милосердным, чем тактичным, и более идеалистичным, чем практичным. Легкий рассудок и терпимость были заменой жестоким законам Генриха VIII. Акты измены и ереси были отменены или изменены, и в результате государство, которое создавалось первыми Тюдорами, оказалось почти уничтожено. В тот момент, когда праздные языки могли говорить безнаказанно, королевство разразилось хором религиозных и социальных разногласий.
Чтобы пресечь религиозное инакомыслие, лорд-протектор ввел в 1549 году книгу общей молитвы и акт единообразия, чтобы обеспечить ее соблюдение. Написанный главным образом Томасом Кранмером, первый молитвенник Эдуарда VI был литературным шедевром, но политическим провалом, поскольку он не достиг своей цели. Она стремилась объединить в единое протестантское лоно все разновидности средних религиозных верований, намеренно затушевывая центральный вопрос о точной природе мессы - будь то чудесное таинство или поминальная служба. Книга общей молитвы преуспела только в том, чтобы вызвать антагонизм, как у протестантов, так и у римских католиков.
Сомерсет лучше всего запомнился этими религиозными реформами, но их эффективность была сильно притуплена их связью с жадностью. Генрих VIII разграбил и распустил монастыри и развернул полууспешную кампанию, обвиняя монашеские общины в коррупции, распущенности и ставя послушание чужеземной власти выше их послушания ему. Сомерсет распространил налог на приходские церкви и на золото и серебро, благочестиво и щедро раздаваемые тысячами мирян для украшения приходских церквей.
Все это, в свою очередь, было связано с тем, что было названо Сомерсетом idée fixe, постоянным решением проблемы англо-шотландской границы. Каждый раз, когда Генрих VIII пытался заявить свои права на французские территории, короли Шотландии использовали эту возможность, чтобы вторгнуться в Англию. Каждый раз, и особенно серьезно в 1513 и 1542 годах, шотландские войска проигрывали, а значительная часть знати погибла или была захвачена в плен. В 1543 году захваченные в плен дворяне согласились заключить брачный договор, который должен был предполагать брак сына и наследника Генриха, Эдуарда VI, с младенцем Марией с целью объединения престолов Англии и Шотландии. Но шотландцы нарушили свое обещание и отправили Марию во Францию с намерением выдать ее замуж за наследника французского престола. Предвидя союз Шотландии и Франции точно так же, как Нидерландов и Испании, Сомерсет решил завоевать шотландские низменности и основать постоянные замки и крепости в качестве буфера между королевствами. Это стоило ему большей части оставшихся сокровищ страны и большей части его популярности, вся внешняя политика в результате оказалась провальной.
Сомерсет не добился большего успеха в решении экономических и социальных проблем своего царствования. Рост цен, обесценивание валюты и издержки войны привели к инфляционному кризису, в результате которого цены удвоились между 1547 и 1549 годами. Возникло ложное процветание, в котором процветала торговля шерстью, но также процветали и огораживания со всем их опасным потенциалом.
Летом 1549 года крестьяне в Корнуолле и Девоншире восстали против молитвенника во имя старых добрых религиозных дней при Генрихе VIII, и почти одновременно народ в Норфолке восстал против экономической и социальной несправедливости правителя. В то же самое время, когда вспыхнуло восстание, протектору пришлось столкнуться с политическим и международным кризисом. Он не проявил себя ни дальновидным государственным деятелем, ни проницательным политиком. Сомерсет втянул страну в войну с Шотландией, к которой присоединилась Франция. Война ожидаемо закончилась поражением, и герцог потерял почти все свое влияние и доверие лордов. В глазах правящей элиты Сомерсет был ответственен за правительственную некомпетентность и социальную и религиозную реформы. Результат был неизбежен: в октябре 1549 года произошел дворцовый переворот, в результате которого он был арестован и лишен должности, а через два с половиной года казнен по сфабрикованному обвинению в государственной измене.
Преемником протектора и главным виновником его падения был Джон Дадли, граф Уорик, ставший герцогом Нортумберлендским.
Герцог был человеком действия, который объединился с большей частью протестантских реформаторов. При Нортумберленде Англия в 1550 году вернула Булонь Франции, порядок был восстановлен в сельской местности, наиболее консервативные из генриховских епископов были заключены в тюрьму, богатство приходских церквей систематически разграблялось, а бескомпромиссный протестантизм был официальной религией.
Трудно сказать, как долго королевство, все еще привязанное к внешним атрибутам римского католицизма, терпело разграбление земель и епископских доходов при Сомерсете и Нортумберленде, но в 1553 году почва, на которой Нортумберленд строил свою власть, рухнула: Эдуард умирал от чахотки. Чтобы спасти королевство от римского католицизма и себя от католической Марии, которая была преемницей Эдуарда по статуту Генриха VIII, а также по завещанию этого короля, Нортумберленд при поддержке, возможно, даже при поддержке умирающего короля попробовал изменить порядок коронования. Он разработал новый порядок наследования, в соответствии с которым Мария и Елизавета были объявлены незаконнорожденными, а корона перешла к леди Джейн Грей, внучке сестры Генриха VIII (Марии, герцогини Саффолкской) и невестке Нортумберленда.
Эта авантюра провалилась, после смерти Эдуарда 6 июля 1553 года королевство перешло к дочери Екатерины Арагонской. Каковы бы ни были их религиозные предпочтения, англичане предпочитали видеть на троне Тюдора. Через девять дней дворцовый переворот закончился, и Нортумберленд со своей невесткой оказались в лондонском Тауэре.
|